Воскресная школа при храме иконы Божией Матери Живоносный Источник в селе Быково
приглашает детей и взрослых, желающих получить знания по направлениям:

  1. Курс «Закон Божий»
  2. Курс «Церковнославянский язык»
  3. Курс «Школа звонарей»
  4. Курс «Церковное пение»

Курс Закон Божий


Библия- уникальное явление мировой культуры. Ознакомление с ней детей,
чья жизнь проходит вне религиозных традиций - задача непростая.
Целесообразно поэтому при изложении учебного материала исходить из
нравственно-исторического аспекта, то есть, с точки зрения процесса
формирования основных нравственных законов жизни как отдельного
человека, так и общества в целом. При этом особое внимание рекомендуется
уделять усвоению детьми нравственного отношения к различным сторонам
жизни и деятельности человека. Жизнь человека на основе лишь природно-
инстинктивных потребностей превращается в биологическое существование.
Развитый интеллект усиливает опасность такой личности, поскольку для
удовлетворения своих эгоистических потребностей такой человек может
действовать более изощренно. А это может привести к более серьезным
последствиям как для жизни окружающих его людей, так и для жизни
общества в целом. И только усвоение с детства высоких нравственных законов
делает личность способной творчески преображать мир, направлять свои
способности на формирование атмосферы добра и любви, что, в конечном
счете, влияет на жизнь общества в целом.
Курс, условно названный "Закон Божий", предназначен для первичного
ознакомления детей (а через детей - и родителей) с духовно-нравственной
культурой, преобладающей на историко-географическом пространстве
России, а именно - с культурой, основанной на христианских православных
традициях.
Курс рассчитан на два года. Первый год - общее ознакомление с главными
событиями и сюжетами Библии (Ветхим и Новым Заветом), второй год -
знакомство с развитием Библейского учения на примере ярких исторических
событий, выдающихся личностей, традиций и элементов культуры, как
следствием воплощения соответствующих духовно-нравственных идеалов.
Одна из основных особенностей курса - изложение материала с учетом
современных научных данных (истории, географии, археологии, биологии,
языковедения и т.д.).
В процессе знакомства с содержанием Библии детям разъясняются (на
доступном для них уровне, с учетом их жизненного опыта и существующих
реальностей) довольно сложные понятия: о возникновении жизни, о
назначении человека, о сущности и цели нравственных законов, об
относительности процесса познания, о различении добра и зла, о значении и
смысле нравственных и эстетических символов и т.д. Вскрывается суть,
смысл тех или иных этапов нравственного развития человечества в целом
и их влияние на формирование нашей отечественной культуры в частности.Весь этот довольно сложный, даже для взрослых, материал предлагается
детям в виде рассказов, совместных обсуждений той или иной темы,
визуальных иллюстраций (рисунков, аппликаций, поделок), заучивания
стихов, проведения праздников с использованием народных традиций,
фольклора. На примерах конкретных ситуаций из обычной жизни
вскрывается нравственная суть тех или иных побуждений, поступков, дается
оценка и варианты решения. Вместе с тем, показывается, что в основе всех
суждений и решений должно лежать уважение к конкретной личности,
терпимость, доброжелательность.

Основная схема изложения такова:
информация (текст или рассказ о событии, явлении, личности и т.п.);
иллюстрация(как то или иное событие, явление, личность отражены в
культуре и искусстве);
последствия (влияние события, явления, личности на формирование
нравственных понятий, отражение сформированных понятий в жизни
отдельного человека и общества);
вывод о целесообразности того или иного нравственного понятия для
жизни отдельного человека и общества в целом.
Например, дается текст из Ветхого Завета о поведении сыновей Ноя: Сима,
Хама и Иафета. Познакомились с сюжетом, далее рассказывается о
последствиях этого поступка для потомков Хама, вместе с детьми
обсуждается, что же такое "хамство", первичное значение и общепринятое
сейчас. В заключение учитель и дети делятся своими наблюдениями о таком
явлении, причем учитель направляет детей, помогает им разобраться в
ситуации. И в конце делается вывод - почему это плохо.
В заключение - о предполагаемых целях знакомства с духовно-нравственным
наследием.
Одна из целей - информативно-познавательная (факты, события, люди,
явления и т.д.), другая - начало формирования гармоничного нравственного
мировоззрения, основанного на стремлении к правде, терпимости, любви к
ближнему.
И третья цель - попытка защитить наших детей от невежества, суеверий и
предрассудков, заполонивших нашу жизнь.
Отметим также, что посещение занятий - добровольно, какие-либо методы
психологического или нравственного давления - исключены. Все направлено
на живое творческое общение с детьми, сотрудничество, включая родителей
и учителей.

Тематический план занятий курса “Закон Божий”
Кол-во часов - 28
1. Что такое Библия? Основные понятия, история создания, состав, значение
для истории человечества.
2.Ветхий Завет. Сотворение мира, 1-5 дни творения.
3.Сотворение человека, 6-й день творения.
4.Изгнание из Рая, смысл и последствия грехопадения.
5.Каин и Авель, первое убийство, его смысл и последствия.
6.Великий Потоп. Ной, возрождение жизни.
7.Потомки Ноя, их судьба.
8.Вавилонская Башня. Рассеяние, возникновение языков.
9.Авраам, обетование (обещание спасения).
10.Потомки Авраама, их судьба (Исаак, Иаков, Иосиф), переселение в Египет.
11.*Моисей, Исход (10 казней Египетских, 10 заповедей, скиния),
историческое и нравственное значение.
12.Судьи, цари (Самсон, Давид, Соломон), нравственная оценка их
деятельности.
13.Пророки, пророчества о рождении Спасителя (Мессии). Спасение - от чего?
14.Благовещение. В чем состоит подвиг Девы Марии? Подготовка к празднику
Рождества Христова.
15.Праздник Рождества Христова.
16.Кто такой Христос. Детство, Крещение, выход на служение людям.
17.Ученики Христа, чудеса, исцеления, их смысл и значение.
18.*Нагорная проповедь, Заповеди Блаженства, смысл учения Христа -
спасение от смерти через любовь. Что такое жизнь, смерть, любовь с
христианской точки зрения.
19.Притчи, их смысл и значение.
20.Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим. Значение и смысл этих
событий.
21.Тайная вечеря, предательство Иуды, страдания, распятие, погребение.
Символическое значение этих событий для истории человечества.
22.Занятие, посвященное празднику Воскресения Христова (см. Приложение).
23.Явление Христа ученикам после Воскресения. Вознесение и обещание о
возвращении.
24.Сошествие Святого Духа на апостолов - рождение Церкви, как собрания
верующих. Кратко - дальнейшая судьба Церкви, влияние христианства на
историю и культуру человечества.
25.Повторение пройденного за год. Викторина-игра “Древо жизни”.
____________________________________
*На раскрытие и усвоение темы отводится 2-3 часа

Курс «Церковнославянский язык»

Церковнославянский язык – это язык богослужения Русской Православной
Церкви, язык молитвы славянских народов. Духовность и жизнеспособность
народа непосредственно связаны с языком. Велика роль языка, способного
одухотворить, оживить написанное и сказанное. Через него идет впитывание
высоких мыслей и чувств, обогащается и возвышается душа человека и
народа. Изучение церковнославянского языка особо актуально сегодня, когда
утрачен язык, являющийся высшим в триединстве стилей (высокий –
церковнославянский, средний – язык классической литературы, обиходный –
разговорный), язык, на котором молились наши предки, писали талантливые
древнерусские писатели, который обогащал и держал на должном уровне
разговорный язык. Его отсутствие снижает духовность речи, а, следовательно,
и духовность людей.
С богослужебным языком знакомится каждый молящийся и посещающий
храм человек. Но нужно знать основы Православия, уметь читать священные
для православных книги, понимать суть молитв и богослужения, праздников
и традиций. Особо необходимо изучение церковнославянского языка тем, кто
готовится к клиросному и алтарному служению. Для этого нужны
систематические занятия по практическому освоению языка.
Цель курса: изучение церковного языка для сознательного участия в
богослужении.
Задачи:
- обучение церковному чтению для подготовки к клиросному и алтарному
служению;
- знакомство с историей русского языка как языка, имеющего основой
церковнославянский язык;
- приобретение навыков осмысленного восприятия текстов молитв;
- воспитание внимательного отношения к слову;
Церковнославянский язык необходимо представить детям не как мертвый, а
как родной, живой, близкий каждому православному человеку; показать, что
нет преграды между современным русским языком и языком
церковнославянским. Уже в азбуке заложена мудрость жизни. В каждой букве
и слове – духовная суть, высокий смысл, не земное, а небесное. Изучая
церковнославянский язык, дети должны видеть истоки родной речи,
знакомиться с историей и этимологией слов, не только с формой и именем
каждой буквы, но и с ее историей.
Тем, кто готовится к клиросному и алтарному служению, особенно
необходимо знание языка. Следовательно, нужно сформировать навык
грамотного уставного чтения, осмысленного восприятия богослужебных
текстов. Важной задачей является воспитание сознательного отношения к
молитве. Привычка механически повторять слова молитв должна сменитьсявниманием, волевым участием в них, стремлением понять смысл. Другими
словами, учить детей внимательно относиться к слову.
Опыт показывает, что изучать церковнославянский язык можно и с
дошкольного возраста, что дети, изучающие церковнославянский язык,
быстро овладевают навыками правильной речи и опережают в развитии своих
сверстников. При изучении церковнославянского языка снимаются заикание и
нервно-психические стрессы (Рачинский С.А), формируется целостное,
духовно ориентированное мышление и усваиваются мотивы достойного
поведения, происходит более глубокое и эффективное, сознательное освоение
современного русского языка.
Рекомендуется начинать изучение церковнославянского языка со второго года
обучения в церковно-приходской школе.
Работа по программе рассчитана на два года обучения. В связи с
особенностями возраста и подготовленности детей возможны изменения по
усмотрению преподавателя: – перестановка тем уроков, расширение или
сужение некоторых тем.
Необходимое условие работы по программе – регулярность занятий.
Длительность уроков зависит от возраста детей (20-40 минут). Желательно в
сетке расписания уделить языку 2 часа в неделю.
Первый год обучения предполагает знакомство со следующими темами:
- как устроилась славянская азбука?
- буквы
- надстрочные знаки (ударения, придыхания, титло)
- пунктуация
- числа
Избранные утренние молитвы, избранные вечерние молитвы, молитвы из
Последования ко Святому Причащению, Молитва Ефрема Сирина, тропари,
кондаки, величания (по выбору учителя)
Второй год обучения: каноны, акафисты, тропари, кондаки, праздников,
литургические тексты. Псалмы (50,90); Евангелие.
Предлагается чтение Евангелий подготовительных недель Великого поста,
шести недель Великого Поста, Евангелие в праздник Благовещенья Пресвятой
Богородицы, Евангелия в неделю Пасхи.
Пособия необходимые для обучения: Пропись, молитвослов, Псалтирь,
Евангелие на церковнославянском языке, Грамматическая тетрадь.

Курс «Школа звонарей»

Среди изучаемых предметов, учащихся ожидает практическое
обучение каноническим звонам православной церкви:
благовесту, перезвону, перебору, трезвону, проводимым на звоннице;
история колоколов и история музыки;
Здесь начинающему звонарю покажут основные приемы звона,
которые помогут сохранить колокола от разбивания.
Made on
Tilda