Курс Закон Божий
Библия- уникальное явление мировой культуры. Ознакомление с ней детей,
чья жизнь проходит вне религиозных традиций - задача непростая.
Целесообразно поэтому при изложении учебного материала исходить из
нравственно-исторического аспекта, то есть, с точки зрения процесса
формирования основных нравственных законов жизни как отдельного
человека, так и общества в целом. При этом
особое внимание рекомендуется
уделять
усвоению детьми
нравственного отношения к различным сторонам
жизни и деятельности человека. Жизнь человека на основе лишь природно-
инстинктивных потребностей превращается в биологическое существование.
Развитый интеллект усиливает опасность такой личности, поскольку для
удовлетворения своих эгоистических потребностей такой человек может
действовать более изощренно. А это может привести к более серьезным
последствиям как для жизни окружающих его людей, так и для жизни
общества в целом. И только усвоение с детства высоких нравственных законов
делает личность способной творчески преображать мир, направлять свои
способности на формирование атмосферы добра и любви, что, в конечном
счете,
влияет на жизнь общества в целом.
Курс, условно названный
"Закон Божий", предназначен для первичного
ознакомления детей (а через детей - и родителей) с духовно-нравственной
культурой, преобладающей на историко-географическом пространстве
России, а именно - с культурой, основанной на христианских православных
традициях.
Курс рассчитан
на два года. Первый год - общее
ознакомление с главными
событиями и сюжетами Библии (
Ветхим и Новым Заветом), второй год -
знакомство с развитием Библейского учения на примере ярких
историческихсобытий, выдающихся
личностей, традиций и элементов культуры, как
следствием воплощения соответствующих
духовно-нравственных идеалов.Одна из основных особенностей курса - изложение материала
с учетомсовременных научных данных (истории, географии, археологии, биологии,
языковедения и т.д.).
В процессе знакомства с содержанием Библии детям
разъясняются (на
доступном для них уровне, с учетом их жизненного опыта и существующих
реальностей) довольно
сложные понятия: о возникновении жизни, о
назначении человека, о сущности и цели нравственных законов, об
относительности процесса познания, о различении добра и зла, о значении и
смысле нравственных и эстетических символов и т.д. Вскрывается суть,
смысл тех или иных этапов
нравственного развития человечества в целом
и их
влияние на формирование нашей отечественной
культуры в частности.Весь этот довольно сложный, даже для взрослых,
материал предлагаетсядетям в виде рассказов, совместных обсуждений той или иной темы,
визуальных иллюстраций (рисунков, аппликаций, поделок), заучивания
стихов, проведения праздников с использованием народных традиций,
фольклора.
На примерах конкретных ситуаций из обычной жизни
вскрывается нравственная
суть тех или иных побуждений, поступков,
даетсяоценка и варианты
решения. Вместе с тем, показывается, что
в основе всех
суждений и решений должно лежать
уважение к конкретной личности,
терпимость, доброжелательность.Основная
схема изложения такова:
информация (текст или рассказ о событии, явлении, личности и т.п.);
иллюстрация(как то или иное событие, явление, личность отражены в
культуре и искусстве);
последствия (влияние события, явления, личности на формирование
нравственных понятий, отражение сформированных понятий в жизни
отдельного человека и общества);
вывод о целесообразности того или иного нравственного понятия для
жизни отдельного человека и общества в целом.
Например, дается текст из Ветхого Завета о поведении сыновей Ноя: Сима,
Хама и Иафета. Познакомились с сюжетом, далее рассказывается о
последствиях этого поступка для потомков Хама, вместе с детьми
обсуждается, что же такое "хамство", первичное значение и общепринятое
сейчас. В заключение учитель и дети делятся своими наблюдениями о таком
явлении, причем учитель направляет детей, помогает им разобраться в
ситуации. И в конце делается вывод - почему это плохо.
В заключение -
о предполагаемых
целях знакомства с духовно-нравственным
наследием.
Одна из целей -
информативно-познавательная (факты, события, люди,
явления и т.д.), другая -
начало формирования гармоничного
нравственногомировоззрения, основанного на стремлении к правде, терпимости, любви к
ближнему.
И
третья цель - попытка
защитить наших детей
от невежества, суеверий ипредрассудков, заполонивших нашу жизнь.
Отметим также, что
посещение занятий -
добровольно, какие-либо методы
психологического или нравственного давления - исключены. Все
направленона живое
творческое общение с детьми,
сотрудничество, включая родителей
и учителей.
Тематический план занятий курса “Закон Божий”Кол-во часов - 28
1. Что такое Библия? Основные понятия, история создания, состав, значение
для истории человечества.
2.Ветхий Завет. Сотворение мира, 1-5 дни творения.
3.Сотворение человека, 6-й день творения.
4.Изгнание из Рая, смысл и последствия грехопадения.
5.Каин и Авель, первое убийство, его смысл и последствия.
6.Великий Потоп. Ной, возрождение жизни.
7.Потомки Ноя, их судьба.
8.Вавилонская Башня. Рассеяние, возникновение языков.
9.Авраам, обетование (обещание спасения).
10.Потомки Авраама, их судьба (Исаак, Иаков, Иосиф), переселение в Египет.
11.*Моисей, Исход (10 казней Египетских, 10 заповедей, скиния),
историческое и нравственное значение.
12.Судьи, цари (Самсон, Давид, Соломон), нравственная оценка их
деятельности.
13.Пророки, пророчества о рождении Спасителя (Мессии). Спасение - от чего?
14.Благовещение. В чем состоит подвиг Девы Марии? Подготовка к празднику
Рождества Христова.
15.Праздник Рождества Христова
.16.Кто такой Христос. Детство, Крещение, выход на служение людям.
17.Ученики Христа, чудеса, исцеления, их смысл и значение.
18.*Нагорная проповедь, Заповеди Блаженства, смысл учения Христа -
спасение от смерти через любовь. Что такое жизнь, смерть, любовь с
христианской точки зрения.
19.Притчи, их смысл и значение.
20.Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим. Значение и смысл этих
событий.
21.Тайная вечеря, предательство Иуды, страдания, распятие, погребение.
Символическое значение этих событий для истории человечества.
22.Занятие, посвященное празднику Воскресения Христова
(см. Приложение).
23.Явление Христа ученикам после Воскресения. Вознесение и обещание о
возвращении.
24.Сошествие Святого Духа на апостолов - рождение Церкви, как собрания
верующих. Кратко - дальнейшая судьба Церкви, влияние христианства на
историю и культуру человечества.
25.Повторение пройденного за год. Викторина-игра “Древо жизни”.
____________________________________
*На раскрытие и усвоение темы отводится 2-3 часа